Официальный сайт переезжает на новый адрес: https://uoknb73.gosuslugi.ru
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

История противодействия коррупции в России

ИСТОРИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ (до 20 века)

 Коррупция, одной из основных составляющих которой является взяточничество, осуждается во всем мире, но существует, увы, с незапамятных времен.

Термин «коррупция» в переводе с латинского (corruptio) означает «подкуп», «порча», «упадок».

Своими корнями коррупция как социальное явление уходит корнями
в глубокое прошлое.

Появление коррупции как явления на Руси тесно связано с традициями общества в период становления государственности
в IX–X веков, когда представители государственной власти обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства (институт «кормления»). Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. Неслучайно в газете «Русская Правда» в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было сделано указание
на размеры этого обеспечения общиной.

В русском языке коррупция и взяточничество как одна из её форм исторически обозначались терминами «лихоимство»
и «мздоимство».

Мздоимство упоминается в русских летописях еще в XIII веке, и первый законодательный запрет совершения, пользуясь современной терминологией, коррупционных действий на Руси принадлежит Ивану III. Его внук Иван Грозный впервые в нашей истории ввел смертную казнь в качестве наказания за «чрезмерность» во взятках.                                

На законодательном уровне осуждало взяточничество и Соборное уложение 1649 года, предусматривавшее самые разные наказания: денежное взыскание, запрет на должность, битье кнутом или батогами, казнь либо отсечение руки.

До XVIII века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть, при отсутствии оклада за исправление должности, разрешению на подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой» — мясом, рыбой, и пр., что было делом обыкновенным.

В царствование Петра I было осознано, что коррупция является злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр I пытался выстроить в государстве систему борьбы с коррупцией. С 1715 года чиновникам назначали фиксированную зарплату, а получение взятки в любом виде уже признавалось преступлением. Петр I начал вести активную борьбу против коррупции, и законодательство в этот период стало относить к субъектам коррупции помимо должностных лиц посредников, пособников, подстрекателей и недоносителей.

В 1714 году Петр I издал Указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено им денежное жалованье. Была введена должность генерал-губернатора. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, должен был бороться с судебной волокитой, имел право приостановить исполнение судебного решения. Только при Петре I впервые был установлен твердый оклад жалованья губернатора, было окончательно покончено с системой кормлений, что, конечно, отнюдь не исключало незаконных поборов и прочее лихоимство.

17 марта 1714 года был издан Указ о фискалах и о их должности и действии. Наиболее важный критерий, положенный в основу определения их компетенции, – «взыскание всех бесгласных дел». Статья вменяла фискалам в обязанность принятие мер по борьбе с взяточничеством и казнокрадством. На практике фискалы не всегда выполняли поставленные перед ними задачи, ибо они сами были частью бюрократического чиновничьего аппарата. С этой же целью в 1722 году была учреждена должность генерал-прокурора («ока государева»). Генерал-прокурору были подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и в губерниях. Они должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при которых они были учреждены, и осуществлять гласный общий надзор за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената.

В Воинских артикулах 1715 года описаны должностные преступления: злоупотребление властью в корыстных целях
(артикул 194), взяточничество (артикул 184). Среди преступлений против порядка управления и суда в Артикуле особо выделены подделка денег (артикул 199), печатей и документов (артикул 201), срывание указов (артикул 203), принесение лжеприсяги (артикул 196), лжесвидетельство (артикул 198). Все эти преступления наказывались чрезвычайно жестоко – смертной казнью, телесными наказаниями, тюрьмой. Очень чётко формулируются составы растраты, присвоения
и использования в своих интересах денег государственных с совершением подлога в отчётности.

Указ 1722 года был также направлен на борьбу с казнокрадством, взятками
и другими злоупотреблениями должностных лиц. В свойственной ему манере Пётр I обращается к подданным: «понеже всуе законы писать, когда их
не хранить».

При Петре I впервые стали бороться с коррупцией системно. Так, не только были усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие органы, но и была предпринята попытка искоренить эту проблему путём установления стабильного жалованья всем чиновникам
и созданием чёткой и определённой структуры, численности и компетенции органов государственного управления.

Правовой статус чиновников государственного аппарата был закреплён
в 1722 году в «Табели о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют
по старшинству времени вступления в чин между собою, однако же, воинские чины выше прочих, хотя бы и старее кто в том классе пожалован был».

Позднее политика Петра I была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей. Так, при Екатерине II имена взяточников и лихоимцев, наказанных по суду, публиковались для всеобщего сведения, причём этой каре подвергались многие лица из высшей губернской администрации.

В царствование Николая I правительство подтвердило свое негативное отношение к фактам преподнесения подарков чиновникам от частных лиц и различного рода обществ. По воле императора Сенат в 1832 году издал Указ
«О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества», считая, что подарки или какие-либо приношения чиновникам не должны иметь место в системе государственного управления.

Стремясь усилить и упорядочить меры борьбы с коррупцией, правительство приняло меры по упорядочению дисциплинарных взысканий, направленных
на повышение ответственности гражданских служащих, что нашло отражение
в таких нормативных документах того времени, как Свод законов Российской империи 1832 года и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, в котором была введена специальная глава «О мздоимстве
и лихоимстве». В этой главе взяточничество квалифицировалось как преступное деяние и подразделялось на «мздоимство» и «лихоимство». Согласно Уложению, в случае принятия взятки без нарушения служебных обязанностей и законов по службе чиновник подвергался наказанию в виде штрафа в сумме двойной цены подарка или снятию с должности. Взяточничество, сопряженное с нарушением государственных законов и служебных обязанностей, квалифицировалось как злоупотребление властью и наказывалось в уголовном порядке. Субъектом данных правонарушений являлось должностное лицо, однако определения самого понятия должностного лица в Уложении также нет. Оно не имело даже определённого термина и называлось либо должностное лицо, либо виновный, чиновник, лицо, состоящее на службе государственной или общественной.
В судебной практике и юридической литературе должностными признавались лица, обозначенные в таком качестве в законодательстве или приравненные к ним «в силу характера отправляемых ими обязанностей».

В Уложении 1845 года была установлена ответственность, как
для взяткополучателей, так и для взяткодателей. Однако уже в редакции 1866 года на основании утверждённого императором мнения Государственного совета
от 27 декабря 1865 года постановления о лиходателях в статьях 411 и 412 были исключены. Так, в Уложении закреплялись следующие виды коррупционных правонарушений:

  • неприведение в исполнение именных или объявляемых
    в установленном порядке высочайших указов и повелений;
  • неприведение в исполнение указов Правительствующего сената, других присутственных мест;
  • необъявление поступавших к чиновникам или рассылаемых
    для обнародования указов и постановлений;
  • превышение власти;
  • бездействие власти;
  • присвоение;
  • растрата;
  • подлог;
  • неправосудие;
  • мздоимство;
  • лихоимство.

Система наказаний включала как уголовные, так и исправительные виды
и колебалась от строгого выговора до ссылки в каторжные работы в зависимости от тяжести совершённого преступления и тяжести наступавших последствий. Также были предусмотрены меры материального возмещения причинённого вреда.

Комментарии закрыты.

Поиск
Версия для слабовидящих
Рубрики
Сообщества